Сихан Тсутому Чида, 8 дан, хорошо известен поклонникам Ёсинкан айкидо и заслуженно пользуется уважением айкидок во всем мире. Во время празднования 30-летия учреждения Ёсинкан в Австралии, Сихан Чида посетил Мельбурн и Сихана Джо Тамбу с серией семинаров, а также поделился опытом с «Блиц» (Австралийский журнал — прим. пер.).
— Чида Сэнсэй, не могли бы Вы немного рассказать о том, как Вы начали заниматься айкидо и привести какие-нибудь факты из Вашей карьеры?
Чида Сэнсэй: Когда я пришел в айкидо, примерно в 1969 году, оно не было хорошо известно или популярно. По пути в школу я иногда проходил мимо местного додзё айкидо и однажды решил там учиться. Сначала я продолжал заниматься только потому, что не привык легко сдаваться. Тем не менее, в какой-то момент я был очарован айкидо [и продолжаю заниматься с тех самых пор].
На самом деле, в первый раз когда я услышал об айкидо, я неправильно истолковал символы как «kiaido» (киай является криком который испускается при ударе). Я думал, что, может быть, когда-то я научусь делать это так, чтобы птицы падали с неба! Сейчас даже немного неловко думать об этом.
— Что впечатлило Вас больше всего в школе основателя Ёсинкан — Кантё Годзо Сиоды?
Чида Сэнсэй: Скорее всего это то, как быстро он реагировал [японское выражение указывает на резкое движение или изменение направления]. Например, приходя куда-то выпить, он иногда вставал и шел домой без предупреждения … С чем-то трудным для обычного человека, он мог справиться без особых усилий.Такого рода вещи были очень распространены у Кантё Сэнсэя.
— Есть ли у вас какие-либо воспоминания об событиях, которые показали суть подхода Сиоды Кантё к жизни и айкидо, особенно во время пребывания в качестве ути-деси (ученика живущего и тренирующегося в додзё)?
Чида Сэнсэй: Вскоре после того, как мой кохай [младший] вступил в Хомбу [Штаб-квартира] додзё, я рассказал ему о том, что сделал что-то нехорошее. По додзё начали гулять слухи, то я слишком зазнался, и в конце концов они достигли Кантё Сэнсэя. Неожиданно меня позвали к нему. Я объяснил свои действия, говоря, что именно я сказал моему кохаю от и до. Кантё Сэнсэй выслушал и понял. Тем не менее, то, что произошло дальше, было особенно запоминающимся, — он сказал: «Ты не можешь
быть боссом для младших, но и должен держать дистанцию!». Казалось бы, это две совершенно противоречивые вещи! Но потом он сказал мне, «Тебе следует попробовать находиться в гармонии с ними.» В то время это было трудно понять, но когда я думаю об этом сейчас, то чувствую, что техника айкидо именно такова.
— Какой была Ваша обычная жизнь в качестве ути-дэси?
Чида Сэнсэй: Во-первых, это было очень трудно. В Ёсинкан Хомбу, ути-деси должны были держать додзё в чистоте и посещать каждую тренировку. Если вы были травмированы, то должны были смотреть, сидя в сэйдза [традиционная позиция на коленях]. Когда я возил Кантё на машине, он всегда давал много указаний с заднего сиденья, и всегда хотел, чтобы я быстро ездил, даже если это было запрещено! Все должно было быть запланировано заранее. Если вы опоздали, вы попадали в беду, если пришли рано аналогично. Все должно было происходить так, как планировалось.
Находясь в додзё, мы должны были постоянно наблюдать за движениями Кантё Сэнсэя и за тем что ему сию секунду требуется . Это было очень трудно! Нужно было думать о своей работе и обязанностях, а также о Кантё сэнсэе. Я должен был знать, когда ему нужно больше чая, или когда вытряхнуть пепельницу. Почему это важно? Если вы всё время знаете, что нужно Кантё Сэнсэю, то вы будете знать и то, когда он собирается ударить вас локтем в горло на демонстрации! Знаете ли вы, заранее, как он будет реагировать на ваши атаки? Может быть, за мгновение до того, но это достаточно долго, чтобы сделать укеми [страховку], не получая травм … иногда [смеется]. Жизнь ути-деси научила меня быть в курсе того что происходит вокруг постоянно.
— Вы были ути-дэси, а также преподавателем Ёсинкан Хомбу додзё в течение длительного времени. Со временем стало легче?
Чида Сэнсэй: Да, я мог предвидеть его желания. Но, по мере накопления опыта, моя роль стала более сложной. Моя ответственность увеличилась, и ожидания от меня были выше. Оглядываясь назад, я думаю, были ли эти высокие ожидания от Кантё Сэнсэя или от меня самого. Или и то и другое?
— Можете ли вы вспомнить какой-либо конкретный момент или событие в вашей профессиональной подготовке, который Вы в настоящее время признаете в качестве точки поворота в вашем понимании искусства?
Чида Сэнсэй: Через два года после вступления в Хомбу Ёсинкан в качестве ути-деси, я поступил в университет. В то время, в университете преподавали систему Айкикай. Конечно, моя техника относилась к айкидо Ёсинкан, так что я не мог преподавать айкидо этим путем. В то время я начал думать,»Что такое правильный подход к айкидо? Исходя из вещей, которые я узнал в моей Айкикай и Ёсинкан практике, я избегал рассматривать их как техники Айкикай или Ёсинкан. Я сфокусировался на том, что правильно с точки зрения айкидо. Тогда, в Ёсинкан, ещё не так много объяснялось «Риай» (технической теория) айкидо. После того как я вернулся в Ёсинкан из университета, я пришел к выводу, что предпочтительнее в этом плане всё-же Ёсинкан.
— В чем разница между тренировками айкидо в Японии и за границей?
Чида Сэнсэй: Большинство японцев думают об айкидо как о пути самосовершенствования [психического или духовного], таком, как дзен-медитации. Но большинство людей за рубежом думают о айкидо как о практическом инструменте для самообороны или фитнессе. Более того, в Японии, начинающие практикуют основные движения и их детали в течение многих месяцев. За рубежом,человек хочет узнать что-то практическое и сразу. Оба способа имеют сильные и слабые стороны. Как учителя, мы должны признать это явление и адаптироваться при преподавании.
— Как вы думаете, традиционным искусствам, таким как айкидо, можно научить правильно в западных странах, не внедряя элементов культуры — например, преподавание на местных языках этих стран, а не японском?
Чида Сэнсэй: Если не-японские инструкторы имеют большой опыт в обучении айкидо, и тренировались в Японии — как Джо Тамбу, который был в Японии много раз, или как Даррен Френд, Джон Маршалл и Пегги Ву, которые прошли Сэнсюсэй (международный инструкторский) Курс — они научились сути айкидо. Я вижу доказательство этого в их учениках, в их айкидо и в их манере. Они учат правильному айкидо. Язык может стать проблемой, но много терминов и фраз (используемых в айкидо — прим.пер.) очень старые, и большинство современных японцев также трудно воспринимают их. С хорошим инструктором, я думаю, это возможно [учить правильно, таким образом].
— Не могли бы Вы обрисовать вкратце то, что считаете философией айкидо, в части того, как это практикуется и применяется?
Чида Сэнсэй: Айкидо это путь/искусство гармонии. Всем занимающимся следует пытаться следовать этому и помнить об этом насколько это возможно. После ухода из Ёсинкан в декабре 2007 года, я сохранил свою организацию открытой для всех. Люди из других организаций регулярно приезжают на мои тренировки. Я был приглашен Джо [Тамбу], чтобы преподавать в Австралии, где он является старшим Сэнсэем Ёсинкан айкидо, так что я был очень рад приехать!
Вы можете говорить о гармонии, но в конечном итоге именно наши действия являются наиболее важной вещью.
— На ваш взгляд, может ли айкидока понять и эффективно практиковать искусство без полного понимания его философских и культурных традиций?
Чида Сэнсэй: Есть разные степени понимания техник айкидо и философии. Никто не в полной мере не понимает этого, когда только начинает заниматься, независимо от национальности или культуры. Философия айкидо и его техники являются одним и тем же. Если айкидо практикуется правильным путем, и с правильным духом, студент будет изучать философию внутри [себя]. Я думаю, что это и было целью основателя айкидо Уэсибы Сэнсэя. Изучая айкидо должным образом, люди могут понять и принять идею гармонии и мира — это и есть то, чему айкидо учит.
— С точки зрения его полезности, как метода самозащиты в современном обществе, каковы сильные и слабые стороны айкидо, если таковые имеются?
Чида Сэнсэй: Для традиционного будо, такого как айкидо, мы используем минимальное усилие, чтобы добиться цели. Таким образом, маленькие или менее агрессивные люди могут использовать айкидо, чтобы защитить себя. Айкидо также фокусируется на подавлении нападавшего без причинения ему существенного вреда. Было бы намного легче остановить его, не заботясь о том, что он получает травмы [или нет]. Большинство людей, которые идут в айкидо менее агрессивны. Им не нравятся насильственные методы защиты, и они не хотят быть вовлеченными в физический конфликт из-за своего характера. Это колебание может сделать их айкидо неэффективным.
Айкидо учит двум вещам: когда надо стоять и когда двигаться.
— Что было основным пиком вашей карьеры в айкидо и что наиболее низкой точкой?
Чида Сэнсэй: Я испытываю большое уважение к своему учителю [Кантё Годзо Сиоде]. Я оставался в додзё более чем 13 лет после того, как он скончался. За 30 лет додзё было делом моей жизни. Оставить его было очень трудно. Но, как говорится, конец одного это начало чего-то другого, нового. У меня есть возможность продолжать учить духу и технике айкидо Кантё Сиоды.
— Глядя на то, куда общество (как в Японии, и на Западе) идет сегодня, видите ли Вы большое будущее для традиционных боевых искусств, таких как айкидо?
Чида Сэнсэй: Кантё Сэнсэй часто говорил, «Исследуй старое, чтобы понять новое». Я считаю, что техника айкидо и его философия являются ценными. Сегодня, это наша обязанность (как учителей), обращаться к прошлому, чтобы иметь дело с будущим.
Развивать то, что дал учитель — это также работа инструктора, не просто скопировать знания, не задумываясь. Айкидо, как и все будо, основано на философии, а не идеологии. В отличие от религии, мы не должны следовать строгим догмам, и можем свободно найти свой собственный путь.
Настоящим испытанием для любого боевого искусства является испытание временем. Пока у нас есть что-то значимое, что мы можем предложить, айкидо будет продолжаться. Если мы станем безразличными, то оно перестанет существовать.
Наконец, я хотел бы поздравить Джо Тамбу Сэнсэя с 30 годовщиной Ёсинкан айкидо в Австралии и его постоянным прогрессом в данной области.
Источник: http://www.blitzmag.net/people/aikido/159-aikido-for-all
перевод Антон Болотов (с)2016