Главная
Правила
Регистрация
Почта
Карта сайта
Экспресс-опрос
Какие материалы Вам наиболее интересны?
Статьи
Книги
Видео
Фото
Форумы
Мероприятия
Для новичков
Популярное на сайте
    Календарь публикаций
    «    Декабрь 2020    »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
     
    block
    Последние новости
    Сегодня 4 октября 2020 г. исполняется 70 лет главе Ренсинкай Айкидо - Сокэ Чиде Сенсею !!!

    Сэнсэй Чида Цутому (Chida Tsutomu) родился 4 октября 1950 г. Будучи прямым учеником основателя Ёсинкан Айкидо - Кантё Сэнсэя Годзо Сиоды , он обучался у него в течение 25 лет с 1969 по 1994 г. Даже после смерти Г. Сиоды Чида Сенсей продолжал работать в Хомбу додзё Ёсинкан, в том числе в качестве главного инструктора.

    Чида Сенсей, как один из лучших учеников Г.Сиоды, по праву является живой легендой и одним из общепризнанных лучших учителей айкидо в мире. Он быстро стал одним из наиболее уважаемых и востребованных инструкторов и регулярно проводит семинары,в том числе и за границами Японии.

    В декабре 2007 г., вскоре после ряда событий, последовавших за отставкой прежнего руководителя (Кантё) школы Ёсинкан - Иноуэ Кёити, Чида Сэнсэй покинул руководящий пост в Хомбу додзё, и, после своего ухода из Ёсинкан, основал школу "Рэнсинкай айкидо" (Aikido Renshinkai), действующую в качестве независимой организации с марта 2008 года. В 2018 году Чида Сенсей принял титул Сокэ Айкидо Рэнсинкай.

    [Сокэ (яп. 宗家 со:кэ) — японский титул, означающий «глава семьи [дома]» и обычно присваиваемый главе школы и хранителю традиций боевого искусства. Сокэ обладает полными правами на своё искусство: он может сам изменять программу обучения, видоизменять техники, обучать людей, вводить собственную политику в отношении присуждения рангов, передавать знания и тому подобное. Глава школы имеет полномочия на выдачу сертификата мэнкё кайдэн, свидетельствующего о том, что некто полностью освоил все аспекты его стиля]

    В настоящее время Сокэ Чида Сенсей активно продолжает практику в качестве одного из лучших в мире учителей айкидо, ежегодно посещая множество стран, и продолжая распространять знания, полученные от Кантё Г.Сиоды.

    От лица всех представителей школы Ренсинкай в России с большим удовольствием поздравляем Сокэ Чиду Сенсея с юбилеем и желаем многих лет активной практики! Осу!

    18-26 сентября 2019 г. сборная делегация Российского Ренсинкай в составе 6 человек из П.-Камчатского и Ярославля в очередной раз посетила Японию, приняв участие во всех доступных тренировках хомбу-додзё (Токио), а также выездном трехдневном Гассюку, традиционно проводящемся на базе спортивного центра Тайо в префектуре Чиба. В ходе аттестации, которую проводил Сокэ Чида Сэнсэй, ученица Ярославского додзё "Гоукенкан" Связева Екатерина успешно сдала экзамен на 2 Дан Ренсинкай айкидо, с чем её с удовольствием поздравляем! Также хочется сказать большое спасибо всему коллективу хомбу додзё и Чиде Сэнсэю за гостеприимство!

    Поездка в Японию

    Поездка в Японию

    Поездка в Японию
    Скончался Сэнсэй Дэвид Эйрз


    Вчера вечером, 17 мая 2019 г. мир боевых искусств понес очередную огромную утрату. После тяжелой и продолжительной болезни на 80 году жизни скончался наш Сэнсэй Дэвид Джордж Эйрз (8 дан Ренсинкай акйидо).

    Без преувеличения Великий мастер жил и работал в России с 1993 года, и за это время воспитал огромное количество прекрасных учеников, став одним из столпов Есинкан, а позже и Ренсинкай айкидо.

    Весь коллектив межрегиональной ассоциации Ренсинкай Мисогикан, коллектив Хомбу Додзё и Сокэ Чида Сэнсей выражают свои соболезнования семье Сэнсея Дэвида.

    Мы должны выразить огромную благодарность Дэвиду Сэнсэю и продолжить его работу, чтобы развивать айкидо и дух, с которыми он тренировался и учил.

    Спасибо за всё, Дэвид Сэнсей. ОСУ!
    Наши партнеры
        
    Роль оружия в айкидо
    категория:  Статьи
    Одной из наиболее интересных тем является использование оружия в айкидо, степень его вовлечения в тренировочный процесс, а также применимость техник в случае отсутствия оружия, как такового. Попробуем разобраться с этими вопросами с позиции логики и здравого смысла.

    Многие считают айкидо и оружие понятиями неразделимыми, прежде всего потому, что им трудно представить себе самурая без меча, а наличие непонятных порой техник и элементов гораздо проще объяснить историческими предпосылками, особенно если ввести оружие в обиход в качестве основного аргумента, мол, все ноги оттуда растут. Каковы же наиболее распространенные мнения на этот счет?

    Часто говорят, что все техники айкидо, как ударные, так и с использованием захватов произошли только от работы с оружием и предназначены исключительно для этой цели. Если оружие убрать, то удары наподобие сёмен ути или захваты кататэ моти (дори) теряют (особенно для современного человека) всякий практический смысл.

    А теперь попробуем немного подумать, так ли это на самом деле. Разумеется, что для айкидо, унаследовавшего многие черты от БИ самураев, работа с оружием и против оружия, на первый взгляд, может показаться основной и неоспоримой задачей. Прежде всего, потому, что стили, положенные впоследствии в основу айкидо не были доступны простолюдинам и требовали именно владения оружием и способами его нейтрализации, как до начала атаки, так и после. Да и период молодости и развития большинства навыков М.Уэсибы пришлись на годы, когда владение мечом и смертельные поединки были обыденным явлением.

    Тем не менее, мгновенно возникает вопрос: неужели работа голыми руками не была предусмотрена в этих искусствах? Ведь оружие могут отобрать, выбить и т.д. В конце концов, его может просто не оказаться при себе. Вывод очевиден. Серьезные боевые системы просто обязаны были предусмотреть любой вариант развития событий, от полностью безоружного или вооруженного противостояния, до различных вариативных комбинаций. Причем все это должно было быть помножено на способность действовать на поле боя против нескольких противников, в постоянно меняющихся условиях. Иными словами, речь идет об универсализации навыков перемещений и всех видов контактного взаимодействия.

    И вот тут появляется основная логическая неувязка. Дело в том, что наличие оружия в руках подразумевает, что оно является в идеале продолжением человеческого тела, что влечет за собой такие моменты, как корректировка ЦТ, изменение ма-ай и вообще нюансов перемещения и защиты. Мало того, чтобы получить столь высокий навык, как способность концентрировать усилие не просто в некоторой точке тела, а в оружии, вынесенном в момент контакта за площадь опоры, требуется, прежде всего, овладеть контролем над собственным телом. Ведь что толку от оружия, если владелец не умеет с ним эффективно, быстро и устойчиво двигаться, да еще и в рамках стилевого кихона? Каков смысл такого обучения? Ну и обратная ситуация – допустим, что большая часть времени изначально положена только на работу с оружием и соответственно в той или иной мере получены навыки работы именно в данном ключе. Убираем из рук оружие и получаем, что человек в отсутствие компенсации, смещения ЦТ и изменения рабочей дистанции чувствует себя как минимум неуютно. При этом он научился махать мечом или дзё, но двигаться правильно не обучен.

    Наиболее рациональным выходом в данном случае выглядит первичное освоение двигательных навыков именно «в чистом виде», т.е. без оружия и прочих осложняющих задачу факторов. Ведь человеческое тело не обладает оружием изначально. Но вот само тело может стать оружием, причем принципы не сильно будут отличаться. Когда речь заходит о «рукопашной» подготовке, то раздражителем вместо оружия выступает укэ, наличие которого предполагает усложнение двигательных задач, и, следовательно, универсализацию системы перемещений с учетом воздействий различного типа. Укэ создает условия для изменения точек отсчета в системе взаимодействующих масс, а задача ситэ – научиться этой системой управлять. В таких условиях работу с оружием возможно начать позже, по мере освоения двигательных задач в целом и обретения опыта по контролю ЦТ, дистанции, способности к выведению из равновесия с использование более коротких, а значит и доступных рычагов. Второй аргумент, говорящий о первичности «рукопашного» подхода заключается в историческом контексте. Уже много лет в войнах и конфликтах не используют мечи и копья, их заменило огнестрельное оружие и иные более простые средства. Мечи потеряли жизненно важную функцию как оружие защиты и нападения, но сохранили значение в качестве обучающего и дополняющего компонента. Но ведь кроме мечей, осталась арматура, пивные бутылки, бейсбольные биты, кухонные ножи и прочие предметы обихода уличных и бытовых драк. И везде свои условия, своя дистанция, иными словами – множество частностей. Как быть с ними? Не правда ли напоминает ситуацию, когда некоторые стараются выучить 1000 приемов от 1000 видов атаки? И это несмотря на то, что их можно условно разделить всего лишь на 6 базовых категорий?

    Айкидо, как и любое БИ на месте не стоит, а продолжает развиваться, ведь если искусству некуда идти, оно умирает. Соответственно, помимо чисто технических нюансов, закономерным итогом исторических и практических аспектов совершенствования айкидо стало снижение роли оружия в практике, но необходимость его в процессе обучения остается зачастую очевидной. Вопрос лишь в том, как и в какой момент за оружие придет пора браться. То, что многие современники считают анахронизмами, на деле является достаточно универсальным тренажером. Проблема заключается в нехватке квалифицированных кадров в этом направлении, а также стилевые особенности ряда ответвлений айкидо. Например, несмотря на то, что М.Уэсиба работу с мечом практиковал очень широко не только в теории, но и в военной практике, его ученик «первого поколения» - Г.Сиода работу с оружием не слишком жаловал, предпочитая его использовать как инструмент и ограничиваясь в основном работой с голыми руками. Мало того, вся первичная система подготовки Есинкан основана на безоружном варианте взаимодействия с партнером. Оружие внедряется много позже, когда уровень позволяет. Единственное исключение – наработка кихона с помощью боккена для постановки принципов работы рук и контроля центральной линии.

    А как же видео, где мастера Есинкан показывают работу с оружием, спросите вы? Разумеется, все это есть, ведь даже, несмотря на отсутствие в Есинкан ката с мечом, танто, или дзё, некоторые элементы оружейной работы в учебных целях применяются. Конечно не в том объеме, который преподавал Морихиро Сайто (единственный из учеников Уэсибы, получивший это право), но, тем не менее, глупо отказываться от очевидного, особенно с учетом заложенной в кихон универсальности. Так «кихон доса» с мечом и без него отличается лишь исчезающее малыми деталями. Но вот если человек умеет бить «сёмэн ути», он возьмет меч и после некоторой недолгой адаптации сможет его освоить, в то время как обратный процесс выглядит гораздо более фантасмагоричным, ведь привыкнув всегда держать меч, без него почувствуешь себя вышедшим голым против танков.

    Вот теперь и пришло время поговорить немного о «рукопашных» атаках и их связи с оружейной компонентой.

    Итак, что же представляет собой «рукопашный» арсенал современного айкидо, за который его ругают и называют устаревшим и нереальным? Это удары «сёмен цуки», «сёмэн ути», «ёкомен ути», а также захваты («моти» или «дори») кататэ, мунэ, ката, хидзи, ери, как одной, так и двумя руками («рио моти»). Если грубо проводить параллель для работы с оружием, то к ударам можно отнести все атакующие действия, а к захватам все действия упреждающего (атака), либо оборонительного характера. Но не все так однозначно, как может показаться. Давайте еще немного порассуждаем.

    Все варианты цуки можно сразу отложить в сторону как общеприменимые, так что начнем сразу с сёмэн и ёкомэн ути. Ведь чаще всего именно эти атаки называют нереальными и неприменимыми на практике. Но эта самая практика почему-то показывает как раз обратное. Механика предполагает различие данных ударов лишь на заключительном участке траектории и при поставленных навыках их нанесения, они не являются ни слабыми, ни неэффективными, потому что, будучи соответствующими принципам центральной линии, сфокусированной силы и тайминга, они априори являются как минимум сопоставимыми с прямыми и боковыми ударами, ведь масса тела в удар вкладывается ничуть не хуже. Разумеется, чтобы они стали таковыми, необходимо много работать над кихоном, но оно того стоит. Хороший сёмэн ути посадит противника на 5 точку не хуже прямого или апперкота. Мало того, есть преимущество в том, что большинство людей не связанных с айкидо попросту не ожидают такой атаки, что приводит к фактической невозможности его нейтрализации. И уж это точно проверено практикой, причем не только автора данной статьи.

    Не стоит забывать еще и о возможности наличия в руках атакующего бутылки, бейсбольной биты, арматурины или камня. Удар любым из этих предметов по голове сверху (сёмэн) или сбоку (ёкомэн) крайне опасен, а ведь никто не скажет, что та самая «реальность» не подкинет именно этот случай.

    Оружейная наработка сёмэн- и ёкомен ути в рамках кихона вполне допустима и используется, однако панацеей не является. Идея всего лишь в том, что постановка рук «я держу меч» прекрасно подходит для изучения многих принципов айкидо и именно это учебное положение рук без оружия в Ёсинкан часто становится объектом насмешек и обвинений в буратинизме. Причиной тому – банальной непонимание того, что именно позволяет изучать данная позиция. Ну и второй важный момент – когда у вас уже наработан кихон с голыми руками, вы четко способны ощутить различия, взяв в руки какой-либо предмет и поработав с ним на тех же принципах, ведь основа остается неизменной. Не умея концентрировать усилие в произвольной точке собственного тела глупо вести речь об оружии, как продолжении этого тела. Простая физика. Нечего нарабатывать.

    Это является одной из основных причин, почему серьезную работу с оружием (особенно дзё) можно пытаться начать осваивать, пожалуй, лишь после 3-4 дана. До этого момента для возникновения положительного эффекта предпосылки попросту отсутствуют.

    Иными словами, работа голыми руками в случае со специфичными на первый взгляд ударами, призвана научить человека использовать собственное тело, после чего удлинение рычага или смена дистанции (т.е. использование любых типов оружия) перестанет иметь решающее значение. Тем паче, что еще существует раздел захватов.

    Многие до сих думают, что единственное предназначение захватов – это борьба, или, в случае с оружием, таким как меч, не дать противнику возможность его вытащить для осуществления атаки. Но это очень поверхностный взгляд. Достаточно вспомнить один из основополагающих принципов айкидо – «момент контакта становится ударом (атакой)». Обычно человека хватают не только для того, чтобы воспрепятствовать ему сделать что-либо, или просто удержать на месте, заблокировав конечности. Любой захват может стать очень серьезной атакой, если он опять же основан на понимании принципов. Не обязательно бить человека по лицу – достаточно точечного правильного воздействия в месте захвата, после которого человек окажется под полным контролем, выведенным из равновесия, либо нейтрализованным. Это касается всех без исключения типов захватов. Именно поэтому при отработке кихон-вадза очень много времени уделяется правильной работе укэ. Он должен четко понимать, с какой целью ухватился за своего партнера. Если просто и бездумно взялся подержаться, толку от такой наработки – нуль. Таким образом, получается, что оружейный аспект опять же в данной ситуации определяющим не является.

    Какие же выводы можно сделать из всего написанного выше? Да, оружие, бесспорно, имело большое значение в зарождении стилей, из которых потом сложилось айкидо. Но так уж вышло, что при исчезновении из обихода оружие не сыграло большой роли, т.к. системы, в том числе и айкидо изначально созданы, как универсальные. Мало того, они продолжают развиваться и совершенствоваться, следствием чего стало превращение оружейных техник в инструмент обучения, в тренажер. Да и то этот тренажер может присутствовать, а может и нет. Разные стили айкидо по-разному смотрят на этот вопрос. Где-то оружие изначально вплетено в обучение, как самостоятельный раздел (Ивама-рю), а где-то нет. Любопытным является тот факт, что воспринимая отсутствие акцента на оружие, как недоработку японских гуру, а может и просто от любви к эльфам и ролевым играм, отечественные «сэнсэи» часто начинают привносить откровенную отсебятину, зачастую даже не имеющую отношения к стилевому движку своего направления и принципам айкидо вообще. Но это честное слово несерьезно. Ведь закономерным бы было при определенной тяге к мечу идти в соответствующий стиль и изучать его там по-человечески.

    Тем не менее, даже в Есинкан, при всей его достаточной отдаленности от техник меча, все же существуют некоторые упражнения с боккеном, танто и дзё, однако это всего лишь упражнения, отголоски традиционализма японской культуры, ничего не имеющие общего с боем на мечах, ножах и арматуре. Они лишь позволяют развить тело и дух, в том числе за счет навыка работать с голыми руками против оружия (программа второго + дана в джиу-вадза). Никаких ката, комплексов движений с мечом там не было и нет.

    В правоохранительных органах есть полезная присказка «если достал оружие – стреляй». Перефразируя – взялся за оружие, умей им работать, как положено, а то им же тебя и зарежут.

    Вообще же говоря, я лично не вижу ни одной объективной причины пинать ежа, чтобы он полетел. Крылья все равно не вырастут. Как нет и ни одного разумного объяснения пытаться прикрутить то, чего нет, туда, где это особо и не нужно. Только одно разумное объяснение может быть – очень многие еще люди в рыцарей и самураев не наигрались. Особенно это актуально в условиях современной жизни.



    (с) Антон Болотов

    Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь .
    Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
    • 0
     (голосов: 0)
    • Комментариев: 0
    • Просмотров: 1554
    Информация
    Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 15 дней со дня публикации.
    Уважаемый пользователь! Вы используете устаревший браузер Internet Explorer 6.
    Дальнейшее использование этого браузера влечет за собой высокий риск заражения Вашего компьютера вирусами.
    Чтобы сделать пребывание в Интернете более удобным и безопасным, рекомендуем установить себе    Internet Explorer 9